Особенность дизайна интерьера в России в том, что до 1991 года его вообще не было, он родился вместе с российской демократией, вернее, пришел к нам по почте в виде архитектурных журналов, засветился в кадрах зарубежных фильмов и был вывезен в форме мечты из массовых поездок за границу.

Мы впитывали все лучшее у западных дизайнеров и с наслаждением применяли чужой опыт на практике. Сначала появился так называемый «евроремонт» – отлично выполненный косметический ремонт помещений с использованием импортных строительных и отделочных материалов, когда пряталась электропроводка, менялись полы, сантехника, двери, радиаторы и т.д.

Аккуратно сделанная отделка уже казалась достижением большой архитектуры и произведением искусства. Но потом нас захлестнула эйфория неограниченных возможностей. Первые интерьеры были перенасыщены новаторством, это были цитаты отовсюду. Мексиканские сериалы и долгое эстетическое воздержание породили у заказчика неутолимую жажду арок и кривых линий. Но постепенно вкус и опыт возобладали над энтузиазмом.

Архитектурная мысль разделилась на течения: эклектика, экспрессионизм, минимализм и т.д.

Деловой стиль в России ассоциируется с представительным офисом с солидной мебелью темного дерева, кожаными массивными креслами, деревянной обшивкой стен, полированным камнем и громоздкими портьерами на окнах. Но понимание того, что необходимые для успеха деловые качества – гибкость, мобильность, демократичность – должны отражаться и в интерьере кабинета, вытесняет консервативный дизайн в кабинеты отдельных начальников.

Однако до последнего момента между взглядами западных и российских руководителей на дизайн интерьера своего кабинета зияла пропасть. В здании United City Bank в Москве в пентхаузе есть кабинеты российских и западных менеджеров, они кардинально отличаются: одни (российские) выполнены в темном дереве, глухие, традиционные, а иногда и старомодные по дизайну; другие (западные) выполнены в светлом дереве, со стеклом и металлом, очень современные.

Появившаяся новая генерация молодых бизнесменов и директоров выбирает демократичный интерьер офисов и кабинетов. Более того, они все чаще хотят подчеркнуть в оформлении рабочих мест свою индивидуальность.

Директор одной из финансовых компаний поддержал архитекторов, захотевших создать выразительный дизайн при помощи последовательного наращивания количества цвета от приемных до кабинета директора. Так, в кабинетах менеджеров присутствуют отдельные цветные пятна, в зале переговоров их больше – это ярко-синие кресла, цветное итальянское стекло в шкафах и черный стол в центре зала.

Кульминация цветовой диверсии – кабинет директора с ослепительно-красным ковром, ярко-синими креслами и черными стеллажами.

Из последних работ в этом направлении (кстати, очень экономичном, так как большой эмоциональный эффект достигается минимальными средствами – цветом) – это офис агентства по продаже недвижимости в Санкт-Петербурге. Он расположился в бывшей заводской столовой. Высокие потолки и огромные пространства не смутили архитекторов, за основу проектного решения они взяли контраст интенсивно окрашенных плоскостей: черных, оранжевых, серых и белых.

В результате появился очень динамичный, деловой интерьер. Иногда выбор открытых цветов в интерьере продиктован фирменной цветовой гаммой. Так, интерьер офиса компании «Мульти-Принт» решался на контрасте белого и красного, фирменных цветов. Обивка стульев и кресел были красными, а столешницы – светло-серыми.

Банковские рабочие офисы обычно выполняются в спокойных пастельных тонах, не раздражающих и не утомляющих своей пестротой, со светлой мебелью. Например, «Внешторгбанк» и Национальный банк Казахстана для каждого помещения выбрали определенный цвет обивки стульев (синий, коричневый, красный, зеленый, серый). И, казалось бы, совершенно одинаковые по объему и меблировке офисы приобрели каждый свой характер.

Интерьеры диллингов, где работа кипит круглосуточно, требуют особого комфорта, в том числе и цветового. Диллеры предпочитают светлую мебель, кресла с не маркой тканевой обивкой – в них не устаешь так, как в кожаных. Хотя еще несколько лет назад выбирали мебель темную или красного дерева.

Выбор стиля интерьера может определяться направлением деятельности фирмы.

Классический

Гармоничные, правильные (близкие к золотому сечению) пропорции пространства и мебели. Мебель из натурального дерева с лаконичным декором. Светлые, пастельные тона. Подходит для компаний разной направленности. Потолки штукатурные или из ГКЛ.
Неоклассический

Это стиль кабинетов руководителей советского периода – обшитые дубовыми панелями стены, паркет «елочка», зеленое сукно на столах, тяжелые шторы – сегодня его стараются избегать все руководители. Потолки штукатурные или из ГКЛ.

Другой вариант – английские кабинеты с классической мебелью и антикварными произведениями искусства. Они производят впечатление солидности, широких деловых связей, осторожности и аккуратности в ведении дел, что соответствует имиджу финансовых компаний, банков.

Минимализм

Точно рассчитанное сочетание объемов, их лаконичность, простые формы, сдержанные цвета, натуральные материалы, обилие воздуха и света. Стиль, уместный в дизайн-бюро, молодых, развивающихся компаниях, туристических и рекламных агентствах.

Современные потолки из панелей или рейки, металлические или из минерального волокна. Для каждого рода деятельности можно подобрать оптимальный вариант – с повышенными акустическими свойствами, пожаростойкостью, влагостойкостью, «антибактериальные», стерильные, пылеотталкивающие и т.д.

Хай-тек

Эстетика высоких технологий – обнажение конструкций, коммуникаций, технической начинки интерьера. Высокое качество обработки материалов: натурального дерева, металла, стекла. Идеально подходит для фирм, занимающихся IT-технологиями, рекламных агентств, банков, ориентированных на работу с современными, молодыми компаниями.

В потолках высокие технологии лучше всего отразить с помощью подвесных систем с металлическими или минераловолокнистыми панелями и рейками. Как и в минималистком интерьере, можно подобрать потолок с особыми физическими свойствами. Стоит обратить внимание на ноу-хау в области подвесных потолков – фрагментарные потолки, улучшающие эстетическое и акустическое качество среды.

Поп-арт

Популярное искусство – мебель напоминает современные скульптуры. Неожиданные формы, яркие цвета, искусственные материалы. Так можно оформить кабинет руководителя туристического бюро, мебельного салона, музыкальной компании, рекламного агентства. В ассортименте потолков компании «Армстронг» можно найти оригинальные потолки из цветного поликарбоната и для этой достаточно узкой области дизайна интерьеров.

Скандинавский

Использование экологически чистых, натуральных материалов: светлое дерево, ткани грубой выработки. Простой дизайн, чистые цвета. Уместен везде, где не нужно демонстрировать достаток. Подвесные потолки из минераловолокнистых, металлических и отделанных шпоном дерева панелей.